Груз 200


Россия, 2007
Автор сценария и режиссёр: Алексей Балабанов

Притча о Советском Союзе последних лет существования. То есть в период максимального разложения, я бы даже сказал, гниения. Уже с первых минут фильм попадает точно в отложившиеся воспоминания о том времени. Обшарпанные дома, бесцветные разговоры, измотанные люди.

Однако с самого дна общества светит лучик – честный человек Алексей (самогонщик, бывший зек), способный верить Богу. Да, это не почтенный гражданин, но чистая частичка его совести светит достаточно ярко и её хватает на то, чтобы согреть и воодушевить его жену – Антонину, которая в свою очередь воодушевляет, зажигает душу профессора научного атеизма.

Два этих персонажа согревают весь фильм, делают его сильно позитивным.

Главная сюжетная линия — лёгкое поведение девушки, ожидающей жениха из армии и гуляющей с местным «первым на деревне» парнем. В поисках приключений и новых ощущений она оказывается одна в глухом месте. Этим воспользовался милиционер и взял её себе как бесхозную вещь – в жёны. Сделано это было с обычной советской непосредственностью: «бери, что плохо лежит».

Дома у милиционера – мама (практически разлагающийся труп у голубого экрана). Поскольку его новая жена его не любит и может сбежать, Журов приковывает её к кровати. Кормит водкой. Атмосфера гниения.

Судьба девушки не поражает воображение, поскольку является закономерным следствием её выбора. После подобных унижений, люди часто начинают более адекватно воспринимать окружающий мир, своё в нём место, лучше начинают прогнозировать последствия своих мыслей и поступков.

* * *

Врезался в память эпизод смерти Алексея. Очень хороший актёр Серебряков. Глаза его светились очень красиво, именно как перед встречей с самым лучшим человеком в вечной вселенной – с Иисусом Христом.

А жена его Антонина просто, как женщина, выполнила уборку мусора. А профессор научного атеизма робко пришёл в храм Божий.

* * *

Индустриальный пейзаж города Ленинск. Лоза на «Маленьком плоте» – каждый обустраивает своё счастье как он его видит. Любопытно, что песня Лозы универсально подходит и цельным людям (как Антонина) и сильно повреждённым (как капитан Журов).

Осуждать лично Журова язык не поворачивается. Он – воплощение лживой, безнравственной культуры Советского Союза. Всё его окружение – одно большое смягчающее обстоятельство. Как и капитан Журов, это окружение сгнило и было вынесено в мусор, вывезено на свалку. Алексей первым попадает в светлое будущее, Антонина остаётся – жизнь продолжается.

Урок хороший. Но понять его можно только поместив своё воображение над СССР и над эпохой. И проследив влияние советской идеологии на советских граждан. Когда ложь становится привычной нормой на самом верху, что ждать от простых «винтиков» такой государственной конструкции?

Заодно Балабанов показал новый, зарождающийся тип российского гражданина – олигарха (персонаж Валера). Коммерческая жилка, пристрастие к выпивке и полная аморальность. Если Журов пытался что-то сделать со своим бытом и накосячил локально, то Валера – это обезьяна с пулемётом. Журов был вырезан из жизни как аномалия, а Валера пошёл бодро шагать в будущее. В красной майке с надписью «СССР». Этот Валера и есть основной продукт эпохи проскочивший контроль качества. Получите, россияне, распишитесь.

Фильм получился очень ёмким.

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике 1 - смотреть один раз, Кинофильмы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

What is 4 + 8 ?
Please leave these two fields as-is:
ВАЖНО! Для того, что бы отправить комментарий, вам надо решить простую математическую задачку (мы должны знать, что вы не робот, а человек =)