Меланхолия (англ. Melancholia)



Таким неказистым образом Триер оценивает мир

Дания, 2011
Автор сценария и режиссёр: Ларс фон Триер

Кино про то, что современные люди не готовы к смерти. С самого начала потребительский образ жизни и мыслей персонажей начал резать зрение и слух. Майклу повезло, невеста у него шикарная видите ли… приобрёл предмет роскоши.

Звонит Триер в колокольчик: как-то не так наш быт (наше бытие) обустроен (обустроено)… Не готовы мы к смерти. И показывает вариант отношения к ней: надо её полюбить, отдаться душой и телом…

Триер изобразил ад. В фильме нет счастливых людей, все одержими страстями: один деньги зарабатывает, другой злобу источает, третий с молоденькими девушками забавляется и так далее. Тётя Стилбрейкер ощутила адскую муку когда её любимый мясной рулетик на вкус пеплом показался. А апокалипсис показался ей счастливым избавлением, она умудрилась даже в этой ситуации, в холодном свете приближающейся смерти изловчиться и получить эротическое удовольствие (отвратительная, замечу, сцена). Впрочем, что там особо ей было ловчиться, она почувствовала дыхание своего возлюбленного – дивола. Что бы стало с подобным человеком после смерти? Жалко… Вся вечная жизнь страстолюбцев состоит из смен лихорадочных удовольствий и голодной мучительной жажды любимых ощущений.

Воспомяни душе моя вечное житие, царство небесное, уготованное святым, и тьму кромешную, и гнев Божий злым…

В попытках найти в фильме что-то светлое можно зацепиться за сына Клэр. Ну вот может быть он – положительный, светлый персонаж? Но нет… Ребёнок (мальчик) подавлен, расслаблен, это особенно видно по тому, как безропотно он болтался в руках матери, когда она в отчаянии такскала его по полям и лесам. А килограмм в нём на вид было уже 25-30.

Предполагаю, что наиболее честный персонаж в этом фильме – злобная мать сестёр. Было заметно, что удовольствие от своей злобности она не получает, её злось – это скорее защита от безжалостности окружающих, от суки блудливого мужа в первую очередь. Что заставляет её говорить, что она ненавидит семью? Видимо то, что семья причиняет ей большую боль. Малейшая рана от того, что призвано дарить радость и счастье, причиняет большое горе. Она надеется на счастливый брак, а ей внушают: ваш муж свободен, если хочется поблудить, это нормально, пусть блудит. Как можно любить семью в таком обществе? Можно, наверное, но Триер этого не показал.

Хорошо Триер изобразил страх (Клэр). Страх это неизбежное последствие нераскаянного греха, страсти (саморазрушения) – у того, кто сохранил остатки совести. Боятся перестаёт уже совсем бессовестный человек, такой как тётушка Стилбрейкер. Такой человек уже может только получать удовольствие или страдать от его недостатка.

* * *

Триер показал образ чувственной тёти (Стилбрейкер), который сильно напоминает итоговую картину Мастера и Маргариты: одинокие, уже бесстрастные (после того как по-глумились, по-разрушали) существа двигаются во вселенной… Видимо, Стилбрейкер – «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Хотя её злобность не очень раскрыта, но я увидел так. Она искусительница, так что «лучше бы ей повесить себе мельничный жернов на шею».

А у Булгакова обитатели преисподней изображены излишне благородными. Детская книжка – читал её в детстве, в зрелом возрасте перечитывать желания не возникало ни до воцерковления, ни тем более после. Тем не менее вот, что мне запомнилось:

Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом.
– Почему он так изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.
– Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!
Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.
Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.
Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер. Волосы его белели теперь при луне и сзади собирались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате N 118-й привычке, сам себе бормотал.
И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд.

* * *

Польза от фильма, думаю, такая же как и от наблюдения сильно загаженного ватер-клозета – чтобы не повторять такого же безобразия.

И чтобы после смерти чувствовать себя хорошо, умирать нужно не так как советует Триер: не как тётушка Стилбрейкер и не в её волшебной пещере. К смерти нужно быть готовым в любом месте, в любое время и при любых обстоятельствах. Это возможно – когда в душе горит Свет неугасаемый.

Запись опубликована в рубрике -1 - не смотреть, Кинофильмы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

What is 2 + 13 ?
Please leave these two fields as-is:
ВАЖНО! Для того, что бы отправить комментарий, вам надо решить простую математическую задачку (мы должны знать, что вы не робот, а человек =)